Top.Mail.Ru
м. Комендантский пр., ул. Уточкина 3 корп.3
м. Ленинский пр., Трамвайный пр. 12 к2

Ежедневно, с 8-00 до 22-00

Разговор о детских травмах

Автор - доктор психологических наук Александр Клочков

Разговор с мальчиком 10 лет
- Зачем в школе есть такие предметы, как музыка, рисование и физра?
- Наверное, чтобы дети всесторонне развивались: и духовно, и физически, были сильными и ловкими.

Мальчик задумался, повертел машинку в руках и спросил.
- Вы правда так думаете?
- Да, конечно. Просто не все дети любят, как ты, гонять на велике и самокате, да и не у всех родителей есть деньги на секции или музыкальную, или художественную школу.

Мальчик усмехнулся и сказал: "Я думаю, что не для этого. По этим предметам добрые преподаватели. Невозможно два получить. Это чтобы дети не чувствовали себя дураками. Посмотрел в итоговые оценки, а там есть пятерки."

Разговор о детских травмах

А ведь в этом действительно что-то есть. И тут сразу же вспомнился другой случай из моей практики. Привели ко мне мама с папой девочку-гота 16 лет. От ситуации опять веет классикой: "нас вообще ни во что не ставит и делает что хочет". Завуч грозит перевести в специальную школу для трудных подростков. Она стоит на учёте в детской комнате милиции, чем несказанно гордится. Приходила ко мне гордая, пафосная, в боевой раскраске гота. Работали мы с ней достаточно долго и в определенный момент она поведала мне свою историю, как она делала домашнюю контрольную по рисованию в 3 классе. Рисовала рисунок на тему сказки Царевна-лягушка. Ей он казался верхом красоты и изящества, потому что нарисован был с душой и любовью. У этой девочки вообще все детство прошло как в этой сказке. Учительница неожиданно поставила за него 4, а почти все дети из класса получили за эту работу 5. Учительница спросила: "ты понимаешь, почему 4?". Потом начала объяснять. Девочка заплакала горючими слезами, плакала и не могла остановиться. Краска текла по щекам ручьем, рассказ продолжался сквозь слезы.

"Я не могла её слушать, у меня в душе была катастрофа, как будто рушилось что-то огромное и важное. В голове мелькали мысли, как вспышки молний на черном небе. Я точно знаю, что всем родители помогали. У Сашки Петрова отец художник, он сам рассказывал, и все перед уроком хвастались рисунками. Рассказывали, что родители помогали. А я САМА рисовала! Мой рисунок был прекрасным для меня. Лучше его не было на свете. Мне было плевать на композицию и правила рисования. Я рисовала душой. Неужели учительница неспособна это увидеть?"

Вернувшись домой после уроков и поделившись ситуацией с мамой, она не нашла поддержки. Мама встала на сторону учителя с фразой: "Учителю лучше знать, как правильно рисовать".

Для девочки это стало отправной точкой в принятии решения, что никто из взрослых ее не понимает. Девочка приняла решение не показывать, то, чем она живёт, дышит и гордится. Мысль о том, что "взрослые все равно все обесценят, смешают с грязью все ее планы и мечты", плотно засела у нее в голове.

Это к разговору о том, как появляются детские травмы и о том, как они потом проявляются в нашей жизни.
Почти одна и та же ситуация, но реакция на нее показана без травмы и с ее наличием.

Поверьте, ребенок далеко не всегда готов рассказать Вам про свою психологическую травму. Про свой позор, свое обесценивание сверстниками или взрослыми. Эти переживания спрятаны у него глубоко-глубоко, за семью замками и семью печатями. И только он когда остаётся один - приходит к своим моральным травмам и плачет над ними, а снаружи показывает полную противоположность своим травмам и обидам. Особенно это заметно в подростковом возрасте: начинает хорохориться, грубо себя вести и жестко поступать. Но только для того, чтобы никто не догадался о священном Граале его обид.

Уважаемые родители! Не пытайтесь насильно заставить Ваше "непослушное" чадо открываться Вам, рассказывать о своих детских обидах. Поверьте, это приведет к обратному результату. Ребенок воспримет это как интервенцию на его территорию. Но Вы точно должны быть готовы к тому, что в самый неожиданный момент Грааль его обид будет Вам вынесен. И вся чернуха его слез и обид будет вылита Вам на голову. И, уж поверьте опытному психологу, после этого потока негатива, обвинений и обид будет очень трудно наладить отношения в семье. Поэтому лучше не ждать неожиданного неконтролируемого схода лавины негатива, которая поглотит все Ваши отношения.

Вот эту самую лавину эмоций можно и нужно контролировать, а также грамотно расчищать завалы. Чтобы все остались "живы и здоровы". Всегда очень просто назвать ребенка/подростка неадекватным (особенно, по мнению учителей, окружающего его общества и взрослых людей). Я убежден в том, что не бывает плохих детей. Есть дети, которым требуется работа с их психологическими травмами, чтобы получить из "неадекватного подростка" ребенка, которым можно гордиться.