Top.Mail.Ru
м. Комендантский пр., ул. Уточкина 3 корп.3
м. Ленинский пр., Трамвайный пр. 12 к2

Ежедневно, с 8-00 до 22-00

Психологическая помощь родителям детей и подростков

Автор - психолог Клиники Доброго Психолога Екатерина Мадина

Я очень часто слышу от родителей детей-подростков, что с их детьми теперь стало все сложно и ничего не понятно. Вот ещё вчера ребенок был ласковым и послушным, а сейчас, когда ему исполнилось 11...12...13...14 лет он «сломался»! Родители стараются быть вовлеченными и спрашивают про их жизнь, а в ответ слышат, что ты нарушаешь их границы. Оставляют им пространство для маневра и пытаются не мешать принимать решения, а ребенок кажется считает, что тебе все равно.

Как пройти этот квест возрастного колебания ребенка, построить дружеские, доверительные отношения с подростком и не сойти с ума? Ведь подростки не в силах контролировать свои эмоциональные перепады. Эмоции всегда сильнее, чем того требует ситуация: не ошибка, а провал, не победа, а эйфория. Порой они специально ведут себя рискованно, вызывающе, чтобы получить сильные эмоции, в том числе и за счет родителей. Когда мир кажется серым и тусклым, его срочно необходимо заполнить новыми ощущениями. Подросток от 12 до 16 лет — это формирующийся человек, чей интеллект уже способен перерабатывать полученный опыт, но мозг ещё не даёт возможности этим опытом пользоваться. Поступки подростка взрослому, как правило, кажутся нелогичными. Но, скорее всего, он неглупый и не делает назло, просто не соотносит значимость правильного решения с действиями и ресурсами, необходимыми для его достижения. И жизнь в семье с подростком все чаще становится похожа на парный танец со сменой ролей, где родители выступают то в роли ведущего, то в роли ведомого, то в роли авторитета, то в роли «чайника», ничего не понимающего в современной молодёжной субкультуре и в жизни вообще. И зачастую самостоятельно выстроить дорожную карту в новую форму общения с подрастающими детьми под силу не каждому родителю.

Оказание психологической помощи родителям детей

Даже благополучные на первый взгляд семьи, в этот период живут в условиях постоянного стресса и нуждаются в психологическом сопровождении и поддержке специалиста.

Работая с такими семьями, я часто вспоминаю инструкцию для авиапассажиров – «Если вы путешествуете с ребенком, в экстренной ситуации наденьте кислородную маску сначала на себя, а потом на ребенка...». Почему это правило так важно соблюдать именно в этой последовательности? Потому, что если у вас не будет сил и психологических ресурсов в трудный момент, то кто же поможет вашему ребенку справится со сложившимися обстоятельствами? Эмоциональное и физическое состояние ребенка действительно во многом зависит от того, как чувствуют себя его близкие.

В фокусе психологического сопровождения семей, сегодня все больше находятся дети-подростки, а на родителей очень часто смотрят как на команду поддержки. Конечно, задача детского психолога при работе с детьми - развивать, обучать, лечить, реабилитировать. Но, как часто поддержка необходима и самим родителям сложных подростков! Ведь дома им приходится закреплять достигнутые на встречах с психологом результаты, добиваться положительной динамики в домашних условиях. В этом процессе я часто сталкиваюсь с эффектом того, что родители начинают относиться к себе в этот период, как к вспомогательной команде, некоему спортивному комментатору, наблюдающему со стороны за игрой или, вообще отстраняются – «Я к Вам ребенка привел – чините!». И тем самым, проявляя такое поведение, мамы и папы лишь все больше вызывают у ребенка недоверие, ощущение ненужности и брошенности, лишают себя радости участия в жизни своего ребенка, радости родительства. А безрадостный человек не сможет помочь тому, кто от него зависит.

Как правило, негативное поведение у подростка доминирует по той причине, что в семье для него не хватает или практически нет примера позитивных форм поведения. При всевозможных жизненных трудностях (развод родителей, сложности на работе, увольнение одного из родителей, болезнь или смерть близких, пьянство) семья, как правило, погружается в особую психотравмирующую ситуацию. Родители переживают состояния горя или стресса и одновременно должны решать сложные задачи, связанные с состоянием ребенка.

Повышается риск эмоционального выгорания у родителей, так как на себя в такой ситуации проще всего махнуть рукой, и чем дальше, тем тяжелее им дается выполнение родительских функций, а ведь это на прямую влияет на психологическое состояние ребенка. И что бы выбраться из этого круга, родителям в первую очередь необходима психологическая поддержка специалиста.

Моя практика показывает, что ресурсные родители могут быстрее найти общий язык со своим ребенком-подростком и адаптировать его к предстоящей взрослой жизни, чем эмоционально выгоревшие мама или папа, у которых руки опускаются от усталости и безнадежности собственного существования. Работая на семейном приеме, я, как правило, всегда предлагаю родителям включиться в систему психологического мониторинга, что бы у родителей был постоянный контакт с психологом, возможность поговорить о собственных переживаниях и трудностях, снять эмоциональное напряжение и нормализовать свое психологическое состояние. Как правило, родители оценивают саму возможность посоветоваться и поговорить о своих переживаниях с психологом, как существенную поддержку.  Иногда со стороны может казаться, что с семьей все хорошо – дети растут, родители работают, все здоровы. Но, внутренние психологические проблемы отцов и матерей, уходящие корнями еще в их детство, могут постепенно углубляться под воздействием стресса, что в конечном итоге приводит к родительскому выгоранию, социальной изоляции, низкому качеству жизни семьи и даже к ее распаду. Когда на первый план в семье выходят трудности родителей, ребенок остается в стороне и ощущает брошенность, одиночество, тревожность или страх.

В подростковый период, не только самому ребенку нужна помощь, но родителям, как никогда нужна поддержка психолога, чтобы принять переходный возраст ребенка, понять, что его нельзя изменить-подстроить под себя. Одна из важнейших задач психологической помощи, настроить равноправный процесс жизни семьи – свести детей и родителей вместе, обучить их счастливому времяпрепровождению вместе, здоровому общению друг с другом, взаимному уважению и уважению интересов всех сторон. Порой родители настолько привыкают напряженно работать, решать житейские проблемы, да просто трудно жить, что забывают, как это здорово расслабляться, взаимодействовать с ребенком, как с ребенком, а не как со взрослым. И порой мне приходится заново учить родителей просто играть с детьми, ведь для детско-родительских отношений важно именно «неделовое» общение в семье. Сталкиваясь с трудностями подросткового периода, мамы и папы хотят быстрее привести ребенка к представляемой ими норме, но это возможно лишь только после того, как родители примут ребенка таким, какой он есть, научатся с ним сотрудничать и взаимодействовать, да и просто любить своего ребенка. И после этого, в жизни семьи появится место и время и для личных интересов родителей, и для личных интересов ребенка. А значит и ощущение счастья в семье тоже будет.