Автор - психолог Клиники Доброго Психолога Наталья Мурнаева
Наблюдая за подростками в учебном заведении, я обратила внимание, что есть дети, которые учатся по желанию и призванию, а другие - по необходимости.
Первая категория - это дети мотивированные, учатся с удовольствием, ходят на занятия регулярно.
Вторая категория - дети, которые ходят на учебу, потому что «надо», «мама с папой сказали», «нужно оправдать ожидания родителей». И конечно, такие дети учатся без удовольствия, не заинтересованы, главная их задача - закончить школу или колледж, а планов на свою профессиональную жизнь нет.
Далее при поступлении в колледж или институт подростки выбирают профессию, где в основе либо:
- Способности, таланты, интерес к профессии, поддержка родителями выбора подростка.
- Деньги, престиж, реальность, связи, выбор родителей. Здесь неважно, нравится или нет будущая профессия. Мотиватор - работа будет приносить деньги, а специалисты «такой» профессии всегда востребованы на рынке. В этом случае дети не выбирают, а оправдывают ожидания родителей, которые сделали выбор за них. В результате появляются бухгалтера, юристы, экономисты, врачи и др., которые работают не по призванию, а потому что «так надо и выгодно». Потом вырастают взрослые, которые вовсе не работают по специальности или работают, но не счастливы в своей профессии. Ходят на работу ради денег, не получая от этого удовольствия.
А Вы хотели бы, чтобы ваши дети выбрали сами профессию или вы знаете, как лучше для них?
Если для вас важно, чтобы ребенок мог выбрать профессию самостоятельно и по призванию, то:
- Наблюдайте за увлечениями ребенка. Здесь важно увидеть и услышать подростка, что ему нравится. Даже если вам кажется, что его хобби - это ерунда и несерьезно, не обесценивайте, а поддержите его.
Например, если ваш ребенок увлекается комиксами, то можно поинтересоваться, что ему нравится в этом: рисовать, создавать композицию, придумывать историю или персонажей. Тем самым можно понять, какие есть склонности и способности у него.
- Не менее важным является создание пространства для рефлексии. Пусть подросток подумает о своих сильных сторонах и талантах.
В этом случае важно подчеркивать сильные стороны ребенка, а не недостатки.
Есть выражение, что поливаешь, то и растет. Если вы делаете акцент на недостатках, то будут расти сорняки, а если достоинства, то цветы.
- Не сравнивайте ребенка с одноклассными или знакомыми. Каждый человек уникален. Сравнение может сыграть в обратную сторону, ребенок замкнется, будет чувствовать себя хуже других. В таком случае, он будет ориентироваться не на свои потребности, а на других.
- Предложите ребенку пройти тесты, но не требуйте, чтобы он вам предоставил результаты. Расскажите ему о такой возможности.
Применение различных тестов на профориентацию может послужить отправной точкой для дальнейших размышлений.
- В определении с профессией может помочь психолог, который применяет различные тесты и методики, направленные на оценку профессиональных склонностей.
Игровые и творческие подходы помогают подростку лучше понять свои предпочтения, а также расширить горизонты возможных профессий. Обсуждение успешных карьерных примеров и анализ личных ценностей способствует более осознанному выбору.
- Кроме того, психолог может помочь справиться с давлением со стороны общества, которое может формировать стереотипы относительно «правильных» професий. Поддержка в развитии уверенности в себе и способности принимать самостоятельные решения играет важную роль в становлении личности.
Помните, что ключ к успешному выбору — это не только знания о профессиях, но и глубокое понимание себя. Поддержка, понимание и терпение создадут фундамент для уверенного выбора подростка в будущем.
Важно не делать выбор за подростка, а оказать ему помощь в самостоятельном решении.